Гималайская экспедиция на Кайлас 2013 с Ильей Дунаевским

Опубликовано:
05.11.2014

Высота священной горы Кайлас составляет более шести тысяч метров, и практически такое же количество мифов и легенд окружают ее. Она до сих пор остается непокоренной, странные мистические истории происходят с каждым, кто желает покорить ее. Необязательно быть приверженцем какой-либо религии, чтобы почувствовать ее необычайное воздействие на себе. Сказать, что это действительно так – ничего не сказать. Однако, обо всем по порядку. О том, как мы покоряли Кайлас, о том, как открыли себя.

Мистика

Существует несколько путей до Кайласа, мы выбрали тот, которым шли древние паломники-шиваиты, с плавным набором высоты, через Непал в Тибет.

Все, кто когда-либо читал или узнавал про Кайлас, слышали, что он якобы не пускает к себе неготовых, не прошедших испытания, тех, чей ум полон недобрых мыслей, за кем тянется груз нехороших действий. Мне довелось слышать рассказы сотен людей, которых Кайлас не подпускал к себе 8-10 лет. Тщетно эти люди планировали свои поездки, им все время что-то мешало: то перемены в работе, то здоровье не позволяет, то финансовое положение, то детей надо в университет отдавать.

Традиционно мы начали подготовку за полгода до самой поездки: еженедельные встречи по физической подготовке: мини-походы в парке, йога, психологическая подготовка, выбор экипировки - нам удалось близко познакомиться друг с другом еще в Москве. Мистика началась уже здесь: снова оказались те, кто волшебным образом при огромном желании всё равно не смог поехать с нами.

Начало

Из Москвы мы прилетели в Катманду, где сразу ощутили атмосферу отпуска и экспедиции: мы смотрели индуистские места и буддийские храмы, где случайно встретили делегацию с Юрием Лужковым в обществе его жены у одного известного буддийского ламы. Познакомившись с Непальской кухней, нашими местными гидами, мы были полностью настроены и готовы начать наш нелегкий путь к цели - к мистической Коре вокруг Кайласа.

После дня адаптации мы, настроенные на движение вперед, трек и непальские джунгли, перелетели в Непалгундж и застряли там на 3 дня. Мы не могли вылететь в Симикот из-за плохой погоды. Это достаточно часто встречается в Непале, но на 3 дня мы никогда ранее не застревали. Времени мы не теряли, занимались йогой каждый день, вкушали непальские яства и медитировали на хорошую погоду.

На третий день, как только нам сообщили о возможности вылететь, мы в спешке покинули отель и отправились в аэропорт. Прибыв в Симикот, мы, недолго думая, собрались и отправились в трек, не веря своему счастью наконец-то начать то, что так долго планировалось.

Первый переход дался непросто, мы спускались с 3000 м до 2400, физическая нагрузка и приличная высота дали о себе знать легкой головной болью и быстрой утомляемостью.

На следующий день пошел дождь, который не прекращался еще 3 дня, пока не заставил нас остановиться совсем, так как дорогу впереди размыло, снесло мост, и двигаться вперед было невозможно. Мы разбили лагерь и оставались там еще 3 дня.

Мистика. Кайлас явно не пускал нас. Было тревожно находиться все это время где-то в Непале под непрекращающимся дождем. До перевала оставалось 2 дня, 2 дня, и мы были бы на Тибетском плато. Там ждали нас солнце и джипы, которые увезли бы нас на прекрасное и священное озеро Манасаровар, откуда мы бы впервые увидели Кайлас.

Но мы оставались там же, под дождем, в полупромокших вещах, пропахших костром, в узких палатках, и казалось, дождю не будет конца. Мы ждали.

Только вперед

Через 2 дня Илья Дунаевский собрал всех для того, чтобы сделать эмоциональную разрядку. Горы - серьезная штука. Здесь не хватает энергии на маски и притворство, здесь каждый переживает свою истинную природу, каждый знакомится с собой. И не всегда это самое приятное знакомство. Не потому что мы плохие, нет, что вы? Неприятно от того, что это совсем не то, чего ты ожидал. Но это правда, это та самая истина. И ты ее узнаешь сам, тебе никто о ней не говорит. Уровень чувствительности такой, что можно мысли читать.

В конце нашей встречи, где каждый высказал свои мысли и чувства (а некоторым как раз пора было разгрузиться), прозвучал основной вопрос. Нас будут эвакуировать вертолеты. Куда летим? Назад или вперед?

И тут меня поразила сплоченность группы, все в один голос ответили "Только вперед!". На следующий день дождь прекратился.

Ожидая вертолеты, мы смогли осмотреть окрестности и обнаружили старинный буддийский храм. Так как храм располагался в глубинке, все в нем сохранилось в том виде и состоянии, в котором находилось последние 100-200-300 лет. Мы медитировали там, впечатленные видами и заботой местных. Каждый на свое, а я, конечно, на то, чтобы прилетели вертолеты. И они прилетели!

Перевал

Оказалось, до Хильсы (до которой идти было 2 дня) лететь всего 10 минут. Мы загрузились в джипы и отправились напрямик к Кайласу.

Манасаровар. Адаптация.

В Тибете у Кайласа находятся 2 священных озера: мертвое - Ракшас-Тал и живое - Манасаровар. По поверьям, необходимо сначала окунуться в мертвое, оставив в нем все ненужное: усталость, болезни, излишнее напряжение, а потом окунуться в живое - обрести энергию, силу, здоровье. Мы сделали так же! Купание на 4000 м в священном озере с видом на таинственный Кайлас...

На Манасароваре мы разбили лагерь и оставались там 2 дня для адаптации к новой высоте. Мы посетили пещеру ламы ???, купались в озере и много гуляли. Впереди нас ждало самое важное - Кора вокруг Кайласа. К этому моменту нам сообщили, что в последние дни на Кайласе выпало аномальное количество снега, и уже несколько недель никто не идет полную Кору, а лишь ее половину. Да, похоже, Шива никого к себе не пускает, всем преграждая путь серьезными испытаниями. Но наше намерение от этого не ослабело: только вперед!

Кора

После адаптации мы двинулись к городу Дарчен. Он находится недалеко он начала Коры, из этого города все начинают свой путь и там же заканчивают его. Из Дарчена на рейсовом автобусе мы добрались до врат Коры, где началось наше основное испытание - круг вокруг Кайласа. Мы были уже совсем близко, тело вибрировало от осознания, от ощущения чего-то очень важного. Миллионы человек совершают паломничество, сотни шли с нами в эти дни, очищая ум и тело.

Кора представляет собой широкую дорогу вокруг горы. Проходя по ней, вы можете увидеть 4 ее так называемых лика. Один из самых известных - северный лик или north face, виден в городе Дирапук в середине трека, где мы ночевали перед основным перевалом - перевалом Нора Ла.

Здесь каждому из нас предстояло решить, идти вперед или поехать назад. Это было ответственное решение. Горы не любят героев. А сейчас еще и большое количество снега, никто вперед из индусов не идет. 3 участника, трезво оценив свои возможности, решили вернуться обратно в Дарчен и ждать нас. Это было очень правильное решение, потому что впереди нас ждал самый тяжелый переход, который выдержали бы не все.

Перевал Тары

Так как снега выпало очень много, существовал риск того, что на солнцепеке он начнет таять, и потоки воды унесут нас вниз. Перевал представляет собой мощный подъем на 1000 м вверх и потом не менее резкий спуск вниз. Все это серьезная нагрузка, а при здешней высоте еще накладывается риск горной болезни. Все как в космосе: при недостатке кислорода мозг работает медленно, периферическое кровообращение ослаблено, ладони мерзнут даже в двойных перчатках, а стопы в теплой обуви; делаешь несколько шагов вверх и отдыхаешь, как будто на тебе 50-килограммовый рюкзак.

Было принято решение выходить ночью и перейти перевал, пока не взошло солнце. Представьте себе: ночь, полнолуние, снег, гора испытующе смотрит на тебя, а ты держишь свой путь.

Преодоление пути давалось с трудом, перевал был бесконечным. Казалось, осталось всего 100 метров, и выше ничего нет и быть не может, но стоило подняться, как перед нами представала новая порция подъема. Флажки, которые вешают как можно выше, также давали нам ложную надежду на скорый конец пути, оказываясь обманками, и дорога шла все выше и выше. Здесь, именно в этом месте, проявляется сила. Нет пути назад. Тебе надо вперед. И только шаг за шагом, медленно, но верно, ты можешь достигнуть своей вершины. Еще шаг. Еще шаг.

Мы шли часов 8-9. Каждый думал о своем, сражался со своими "жертвами", "не могу" и “не хочу”. Но всем удалось побороть себя и достичь вершины, и спускаясь, никто не мог в это поверить, поверить в то, что не пожалели себя, не сдались на половине пути, не опустили руки. Такой урок дают горы: вы многое можете! Сила внутри нас! Помните этот опыт каждый день, и вы достигнете своего счастья!

Возвращение и отдых

После возвращения в Дарчен мы расселись по джипам и вдоль тибетской границы рванули к Лхасе. Мы были счастливы и взбудоражены, мы жили, радуясь каждому моменту! Осознавая, что мы способны на все, если захотим.

Лхаса - столица Тибета. Огромный город, сохранивший в чем-то древние традиции, а местами представляющий из себя современную столицу. Здесь мы отдыхали в шикарном отеле, ели в прекрасных ресторанах и исследовали потрясающие места.

Одним из важнейших мест в Тибете, в Лхасе, является дворец Потала - резиденция Далай Лам, начиная с 4, когда дворец был построен, и заканчивая 14, который в настоящее время проживает в Индии.

Это масштабное и невероятное место, словно Акрополь в Афинах, возвышается на горе над всем городом, огромная постройка с 1000 комнат внушающих размеров и такого содержания, что не хватает слов описать увиденное.

Там до сих пор служат монахи, часть Поталы открыта для посещения туристами. Вокруг этой горы толпами ходят паломники, как вокруг Кайласа, совершая ритуальный обход.

Я не могу описать всего, что мы видели внутри, к чему прикоснулись. Каждый должен хоть раз увидеть это! Масштаб и мощь этого дворца.

Там, в Лхасе, закончилось наше путешествие. Через Пекин мы вернулись в Москву через несколько дней отдыха и отрыва! Мы выжили и стали намного сильнее, лишь обнаружив этот неиссякаемый источник внутренней силы в себе!

Спасибо всем, кто был рядом в те прекрасные дни. Надеюсь, нам удастся собраться группой и снова посетить эти места, пропитанные мудростью и тайной Востока. Участвуйте в незабываемых путешествиях со Школой Каула-йоги - следите за событиями.

Больше фотографий из поездки вы можете посмотреть здесь